Летом 2008 года ФАС признала незаконными действия подконтрольной мэрии Московской теплосетевой компании (МТК), которая заставила ряд ТСЖ и коммунальных ГУПов заключить с ней договоры на поставки тепла. Летом 2008 года ФАС признала незаконными действия подконтрольной мэрии Московской теплосетевой компании (МТК), которая заставила ряд ТСЖ и коммунальных ГУПов заключить с ней договоры на поставки тепла. Дело в том, что МТК, которая сама тепло не производит, даже не закупила объемы, необходимые для выполнения договорных обязательств. Теперь компания должна расторгнуть соглашения, а жители домов в разных частях Москвы, которым она обязана была поставить тепло, рискуют встретить зиму в холодных квартирах. Аналогичная судьба может ждать обитателей домов, чьи теплопункты мэрия в нарушение Жилищного кодекса передала на обслуживание другой своей "энергодочке" - Московской объединенной энергетической компании (МОЭК). С учетом того, что тарифы МОЭК гораздо выше, чем у других поставщиков, желающие оспорить волевое решение московских властей найдутся непременно, считают эксперты.

Московская теплосетевая компания - монополист в сфере транспорта тепла в Москве. В ходе реформы столичной энергосистемы ей были переданы практически все магистральные сети "Мосэнерго". МОЭК доминирует на столичном рынке теплосбыта: на компанию приходится 60% всей реализуемой тепловой энергии, из которых 90% поставляется в жилой сектор. При этом до 75% продаваемого тепла она покупает у "Мосэнерго", фактически являясь посредником. И МОЭК, и МТК контролируются правительством Москвы: столичные власти владеют 80% акций МОЭК, которой, в свою очередь, принадлежат 80% акций МТК.

В 2008 году мэрия рассчитывала получить практически полный контроль над теплосбытом в Москве. Дело в том, что два года назад прежний собственник "Мосэнерго", РАО "ЕЭС", принял решение передать с 1 января 2008 года все функции по сбыту от своей компании к МТК - на этом, как неоднократно отмечали СМИ, настояли власти столицы. Сейчас "Мосэнерго" поставляет тепло своим потребителям напрямую, получая за него полную стоимость, включая сбытовую надбавку (около 8% установленного тарифа). Согласно решению РАО компания должна была продавать МТК тепловую энергию прямо с коллекторов ТЭЦ, получая оплату лишь за ее производство. А МТК, приобретя права на сбыт и получение 8-процентной надбавки, наряду с МОЭК становилась еще одним посредником в продаже чужого тепла. Такая монополизация транспорта и сбыта в руках одного собственника более всего ударила бы по рядовым потребителям - жителям столицы. Как писали деловые СМИ, правительство Москвы, взяв под свой полный контроль вместе с транспортировкой тепла еще и его продажу, получало не только дополнительные миллиарды рублей прибыли от сбытовой надбавки, но и возможность по своему усмотрению регулировать тарифы через контролируемую им РЭК. Естественно, в сторону повышения.

Принуждение к сговору

Однако новый собственник "Мосэнерго" - "Газпром" (газовому концерну принадлежит 53% акций компании) - отказался выполнять обязательства РАО. В ответ московские власти выпустили ряд распоряжений, целью которых было принудить "Мосэнерго" к их исполнению. В частности, правительство Москвы обязало МТК и МОЭК расторгнуть все договоры с "Мосэнерго". То есть МОЭК должна был перестать покупать у этой компании тепло для жилых домов, а МТК - транспортировать его в столице. Где взять тепловую энергию взамен, не объяснялось. "Дочки" распоряжение выполнили. Вдобавок МТК, исполняя распоряжение собственника, под угрозой прекращения передачи тепла принуждала потребителей расторгать договоры с "Мосэнерго" и заключать с ней. Их прежние соглашения с "Мосэнерго" МТК объявила "ничтожными" в связи со "вступлением в силу" решения РАО. Таким образом, по данным М2, МТК удалось "переманить" у "Мосэнерго" около сотни потребителей, в числе которых ТСЖ, ЖКО, управляющие компании, обслуживающие жилые комплексы в разных частях Москвы, в частности в Западном, Юго-Западном, Юго-Восточном АО. Заключил прямой договор на поставку тепла с МТК и "оптовый посредник" - МОЭК.

Обратимый процесс

Но теперь эти соглашения должны быть отменены. В августе 2008 года ФАС РФ удовлетворила жалобу "Мосэнерго", в которой компания обвинила правительство Москвы, МТК и МОЭК в сговоре и попытке выдавить ее со столичного рынка тепла. В соответствии с решением антимонопольного ведомства ответчикам надлежит устранить допущенные нарушения. Для МТК это означает расторжение всех заключенных договоров на поставку тепла. Дело в том, что в соответствии с федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" компания-продавец, прежде чем заключить договор на реализацию тепла, должна либо произвести его, либо купить у производителя. Своих генерирующих мощностей у компании нет, а заставить "Мосэнерго" продавать ей свое тепло владельцам МТК не удалось. Получается, что заключенные МТК по распоряжению столичных властей договоры с потребителями тепла ничем не обеспечены. Это означает, что москвичи, чьи дома обслуживались компаниями, заключившими договоры с МТК, рискуют встретить начало отопительного сезона с холодными батареями. Ведь на то, чтобы расторгнуть эти соглашения и заключить новые договоры, уйдет время...

Монополия на новострой

С аналогичными проблемами, судя по всему, предстоит столкнуться и жителям московских новостроек. Компании, возводящие новое жилье, как правило, также заключают договоры на теплоснабжение с МТК. Причем зачастую вынужденно. Как рассказывают участники рынка, в одних случаях требование заключить договор с МТК выставлялось им столичными властями уже на этапе сбора техусловий, выполнение которых является обязательным для получения разрешения на строительство. В других - уже в процессе сдачи объектов. "Гонка за квадратными метрами привела к тому, что очень часто дома приходится сдавать с недоделками. В этих условиях мы готовы исполнять любые капризы организаций, принимающих объекты в эксплуатацию, а МТК - одна из них", - отмечает руководитель одной из работающих в Москве строительных компаний. По данным М2, в течение последнего года МТК при поддержке мэрии таким способом "подписала" на покупку у нее несуществующего тепла более 400 организаций, обслуживающих жилой сектор Москвы: в ЦАО, СВАО и т.д. Теперь в свете последних судебных решений эти договоры также будут расторгнуты. А расплачиваться за аппетиты чиновников, стремящихся монополизировать столичный рынок тепла любой ценой, будут жители новостроек. Не исключено, что и им предстоит померзнуть в своих квартирах в ожидании, пока эксплуатирующие организации определятся с новым, реальным поставщиком.

Дорогая МОЭК

Впрочем, теплосбыт в жилищно-коммунальном секторе по-прежнему остается монополией столичных властей. Мэрия контролирует его через МОЭК, создавая этой компании режим максимального благоприятствования. Московские власти не только волевым решением передали МОЭК подавляющее большинство центральных теплопунктов (ЦТП), обслуживающих жилые дома столицы и находящихся в ведении районных ДЕЗ. Но, как отмечают участники рынка, обязали к этому и частных застройщиков. Как и в случае с МТК, обязательство передачи ЦТП МОЭК фиксируется либо на этапе выдачи разрешительной документации, либо при приемке объектов. В течение последнего года таким образом к сетям МОЭК "подключили" более 400 ЦТП, большая часть которых расположена в ЦАО, ЗАО и СВАО. Для жителей это означает, что им придется платить за тепло по повышенному тарифу: стоимость услуг МОЭК на 25% выше, чем у других поставщиков. Большие затраты аргументируются необходимостью профилактики аварий. Однако участники рынка с этим не согласны. "Как показывает статистика, аварийность в этом сегменте ничтожна: в преддверии ОЗМ все теплопункты самым тщательным образом проверяются на предмет подготовки к максимальным нагрузкам представителями эксплуатирующих организаций и теплосетевых компаний. Другое дело, что у МОЭК высока доля непрофильных расходов: компания тратит большие средства на поддержание своего имиджа главного "обогревателя" Москвы". Кроме того, МОЭК хочет контролировать теплосбыт в других регионах - Смоленске, Тольятти. Этого можно добиться только демпингом, установив более низкие по сравнению с другими поставщиками тарифы. А потери в прибыли компенсируя за счет столичного потребителя", - отмечает наш собеседник в одной из энергокомпаний.

Само решение о безальтернативной передаче МОЭК теплопунктов в новостройках он называет сомнительным. "Большая часть тепловых пунктов Москвы находится непосредственно в жилых домах, а следовательно, согласно Жилищному кодексу РФ является общедолевой собственностью жильцов. Это значит, что они вправе сами выбирать, какая компания будет эксплуатировать их ЦТП. Это позволит не только сэкономить на оплате, но и сделать эксплуатирующую организацию реально подотчетной жителям, поскольку МОЭК, будучи монополистом, им неподконтрольна. Однако сегодня граждан такой возможности лишили", - отмечает эксперт, оговариваясь, впрочем, что существующий порядок передачи ЦТП МОЭК "имеет все шансы быть оспоренным в суде". "Желающие наверняка найдутся, как среди жильцов, которые не желают переплачивать за тепло, так и среди конкурентов МОЭК, благо прецедент выигрыша судов у мэрии и ее тепловых "дочек" уже создан", - заключил наш собеседник. Теперь гражданам, проживающим в "проблемных" домах, остается надеется лишь на то, чтобы судебные разбирательства вокруг "дорогой" МОЭК не завершились в разгар отопительного сезона.

Екатерина Волженцева

www.m-2.ru