Названы причины роста коммунальных платежей Поставщики коммунальных услуг устанавливают договоры с собственниками и никакой коллективной ответственности здесь быть не должно.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предоставит России заем в размере 6,2 млрд рублей, или 200 млн долларов на финансирование реформы ЖКХ. По первоначальным расчетам, на эти цели планировалось направить в 10 раз больше – порядка 2 млрд долларов. Эксперты утверждают, что одними финансовыми вливаниями задачу решить вряд ли получится.

Глава Минрегиона Виктор Басаргин заявил, что на средства МБРР смогут претендовать муниципальные образования, население которых составляет от 90 тыс. до 600 тыс. человек и власти которых подготовили проекты реформирования ЖКХ.

Напомним, что распоряжение правительства РФ о привлечении зарубежного кредита на финансировании проекта «Реформа ЖКХ» премьер-министр РФ Владимир Путин подписал в начале сентября. Кредитные средства МБРР предоставляет России сроком на 15 лет. Обслуживание и погашение займа будут осуществляться за счет федерального бюджета.

Главным отличием проекта от ранее реализованных совместно с МБРР проектов в данной сфере является принципиально новый комплексный подход к реформированию ЖКХ в России. Участники проекта – муниципальные образования – получат средства на общую сумму 5,3 млрд рублей, или 175 млн долларов на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию своих инвестиционных планов в сфере ЖКХ лишь только после выполнения ими программы реформирования отрасли, разработанной Министерством регионального развития совместно со специалистами Всемирного банка.

«Данное соглашение позволяет привнести накопленный Всемирным банком международный опыт по поддержке реформ на муниципальный уровень, в регионы России. Главная задача – чтобы граждане страны почувствовали положительные изменения в области ЖКХ», – сказал директор МББР по России Клаус Роланд в интервью РИА «Новости».

Ранее сообщалось, что из российского бюджета на реформу коммунального хозяйства будет выделено около 2 млрд долларов, что составит порядка 90% от необходимого финансирования. В августе стало известно, что общая стоимость проекта оценивается теперь в 205,9 млн долларов, а доля федерального бюджета составит около 6 млн долларов.

По информации на сайте Министерства регионального развития России, в рамках проекта будет осуществлен принципиально новый комплексный подход к реформированию ЖКХ на региональном и муниципальном уровнях.

Коммунальное хозяйство – одна из самых актуальных проблем страны. По словам премьер-министра Владимира Путина, в стране из-за несовершенства системы ЖКХ впустую «утекают десятки миллиардов рублей». «Тарифы из года в год растут, а положение дел существенно, к сожалению, не меняется», – сказал глава правительства РФ в конце лета на заседании кабинета министров.

По данным Минрегиона, к настоящему моменту физический износ котельных в стране достиг 55%, электрических сетей – 58%, канализации – 56%. Около 30% основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки. При этом за семь месяцев 2009 года, по данным Росстата, жилищно-коммунальные услуги в России подорожали на 18,3%.

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в Москве ФАС и прокуратура наконец-то заинтересовались переплатой по теплу. Как показала сверка платежей, в течение 2006–2007 годов переплата потребителей Московской объединенной энергетической компании составила более 4 млрд рублей, а в 2008 году – 8 млрд, что составило 25% всего объема платежей.

«Излишки» образовались просто: управляющая компания собирает с населения за тепло по нормативу, а расплачивается с тепловиками по приборам учета. Деньги населению не возвращаются, как того требует закон.

Один из вариантов решения задачи, как избежать переплаты, – это переход на расчет по теплосчетчикам. «Экономия» достигает 20–40%. «Конечно, вызывает большое сомнение справедливость тарифообразования и федеральных правил предоставления коммунальных услуг, – говорит руководитель столичной управляющей компании Михаил Недорогин. – Счетчики – это такой вариант «обходного решения» проблемы, который не затрагивает первопричины. То, что тариф по теплу рассчитывался еще при царе Горохе и рассчитан на очень морозные и продолжительные зимы, которые сегодня увидеть можно только в кино, тоже всем известный факт. Так зачем все россияне покорно переплачивают за то, что не потребляют?»

Многие эксперты видят выход в перестройке системы отношений между участниками рынка, что намного важнее банальной замены труб, хотя и это также необходимо. «Поставщики коммунальных услуг должны установить прямые договоры с собственниками, и никакой коллективной ответственности здесь быть не должно в принципе, – говорит финдиректор стройкомпании ЖКБ-12 Алексей Беглов. – Отпуск ресурса разрешить только по приборам учета, фиксирующим количество и качество. Потребителю должна быть предоставлена возможность регулировать прием тепла».

Как только расчет коммунальных услуг будет вестись по потребности и фактическому потреблению, борьба за ресурсосбережение развернется на всех фронтах цепочки: поставщик – транспортировка – потребитель.

Но пока этого не произошло, более того, неясно, когда произойдет, больше половины жителей России не знают о проводимой в стране реформе ЖКХ и оценивают «достижения» в этой области крайне низко. Таковы данные исследования ВЦИОМа.

Готовность принять решение о вступлении в товарищество собственников жилья или о выборе частной управляющей компании выразили 39% опрошенных. Не готовы к принятию решения 28%.

Почти треть россиян полагают, что государственное предприятие может предоставить более качественные услуги, чем частная управляющая компания. 36% придерживаются противоположного мнения.

Согласно социологическим расчетам, более 80% граждан крупных городов России, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга, считают, что они десятилетиями переплачивают на «коммуналку», но не знают, насколько законны и обоснованны эти платежи.

Взгляд