Правительство Москвы рассмотрело прогноз социально-экономического развития столицы до 2011 года, который не обрадует москвичей – по плану властей размер жилищно-коммунальных платежей увеличится еще как минимум в два раза. Эксперты считают рост «коммуналки» совершенно необоснованным, несвоевременным и неэффективным, учитывая «непрозрачность» всей этой сферы городского хозяйства.
Столичное правительство предусматривает в 2009 году повышение жилищно-коммунальных тарифов в среднем на 19%. Быстрее всего будут расти электроэнергия, отопление и водоснабжение. Ранее мэрия заявляла, что рост коммунальных услуг «неизбежен из-за инфляции».
Тарифы на электроэнергию и тепло в столице до конца года могут вырасти еще на 12,5%. Об этом заявила на заседании столичного правительства во вторник глава департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина. «По нашим прогнозам, тарифы на электрическую и тепловую энергию в Москве в 2010 году вырастут на 12,5%, при том что Министерством экономики и развития предполагается рост тарифов в 2010 году для населения на уровне 10%», – заявила она.
Согласно официальной статистике, с начала года тарифы на коммунальные услуги в Москве выросли в среднем на 30%. В конце марта первый заместитель мэра Москвы Юрий Бирюков, курирующий в мэрии комплекс городского хозяйства, пообещал, что жилищно-коммунальные услуги до конца года в Москве дорожать не будут. «В этом году повышения тарифов на услуги ЖКХ не будет, ну а дальше – жизнь покажет», – сказал тогда он в интервью газете ВЗГЛЯД.
Напомним, что в начале года премьер-министр РФ Владимир Путин поставил три условия, соблюдение и исполнение которых будет финансироваться правительством, – россияне должны платить лишь за реально потребляемые услуги ЖКХ, а не за то, что им «рисуют» в квитанциях. Второе – ускорение преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Третье условие – софинансирование ЖКХ из региональных и местных бюджетов. При этих условиях правительство готово выделить регионам до 100 млрд рублей на реформирование этой сферы.
«Кризис всюду вносит свои коррективы, и ЖКХ не могло избежать этого, – говорит директор консалтинговой компании «Аудиторский проект» Олег Емельянов. – Другое дело, что перекладывать всю тяжесть этой самой, пожалуй, заброшенной и проблемной отрасли, которая несет в себе все достоинства и недостатки советского времени, на простых людей вряд ли правильно и эффективно. Если нет конкуренции, возможности выбора поставщика коммунальных услуг, то нет и возможности проверить адекватность стоимости предоставляемых услуг».
«Нарисовать», как говорил премьер-министр, можно и правда все что угодно, – считает главный инженер столичного ДЭЗа Константин Рощин. – Кто может из жильцов определить, к примеру, температуру своей батареи в квартире? Никто. Известно, что уменьшение температуры всего на один градус только в одном округе столицы дает «экономию» в 50–60 млн рублей в день. Не секрет, что все москвичи оплачивают тепло круглосуточно, тогда как поставляется оно совсем не равномерно».
Глава Минрегионразвития Виктор Басаргин подтверждает, что для разных субъектов рост тарифов на услуги ЖКХ в этом году составит 19–22%. Однако, как утверждает министр, «по отдельным субъектам индексируются нормы потребления примерно в 1,2 раза, а некоторые субъекты переходят на полную оплату услуг ЖКХ населением». Виктор Басаргин считает, что «в результате все это выливается в дополнительный рост платежей для населения». Например, платежи в Воронежской области в нынешнем году выросли более чем на 50%.
«Проблема ЖКХ не только в росте тарифов при прежнем качестве услуг или их полном отсутствии, – говорит ВЗГЛЯДу гендиректор проектно-инженерного бюро «Альтернатива-ХХI» Евгений Рогачевский. – Ахиллесова пята реформы, которую многие просто не заметили, это те самые главные проводники реформы – ДЭЗы и муниципалитеты, которые каким-то непостижимым образом остались самыми незаинтересованными в этих процессах. Не говоря уже о том, что от них трудно ожидать перехода на новые формы – например на те же товарищества собственников жилья. Это все равно что рубить сук под самим собой».
На сегодняшний день в ЖКХ занято 2,3 млн человек, отрасль формирует 4% ВВП страны. В 2008 году расходы на жилищную сферу превысили 2 трлн рублей, из которых государственные траты составили чуть более четверти. Но, несмотря на колоссальное финансирование, отрасль по-прежнему работает с убытками.
В правительстве полагают, что стоимость услуг частных фирм должна быть на 10–15% ниже, чем госкомпаний, но пока это нигде не зафиксировано. Более того, парадокс заключается в том, что чем лучше муниципальные службы работают, тем больше обнаруживается аварийных зданий. Дело в том, что «исполнителям» выгодно признавать такими даже вполне нормальные объекты для получения дополнительных финансовых средств.
Как сообщил ВЗГЛЯДу собственный источник в Минрегионе, «перелом» должен наступить к 2013 году, когда число непригодных для жизни зданий окажется меньше количества регистрируемого аварийного жилья. Это сможет «выровнять» расходы и – в перспективе – уменьшить расходы по содержанию домов.
«Кризис серьезно подорвал благополучие абсолютного большинства граждан, – говорит ВЗГЛЯДу Евгений Рогачевский. – К тому же растет понимание, что тарифы явно завышены, что их причиной является бесконтрольный монополизм, который всегда и во все времена приводил только к росту платежей без какого-либо качественного роста. Не покончив с этим, коммунальщики будут поднимать цены до бесконечности. И получать премии и бонусы за сбор «податей».
Согласно данным ВЦИОМа, 43% россиян тратят на оплату коммунальных услуг от четверти до половины совокупного дохода своей семьи, 17% расходуют от половины до трех четвертей дохода, 4% – три четверти совокупного семейного дохода или даже более того. Наибольшие выплаты лежат на москвичах, где они «съедают» до 53% доходов.
Более того, 38% опрошенных считают рост платежей главной причиной галопирующей инфляции. Недовольны качеством предоставляемых услуг почти 90% москвичей.
Недовольство порождает неплатежи. По данным столичной мэрии, москвичи на 1 августа задолжали за услуги ЖКХ более 1 млрд рублей. В прошлом году сумма долга была на треть меньше. Очевидно, что в условиях кризиса даже в Москве многие просто не в состоянии платить по счетам. С другой стороны, коммунальные платежи разорительны, потому что мы сами не привыкли использовать энергоэффективные технологии и оборудование.
Стремление властей быстрее принять закон об энергоэффективности, по мнению экспертов, правильно, но цена вопроса слишком велика, чтобы его можно было решить уже в ближайшее время. А получить результат, ничего не вложив, не получится.
Пока же изношенность инженерных сетей России составляет от 40% до 70%, из-за чего потери по воде доходят до 30–40%, по теплу – до 50%, по электроэнергии – до 17%.
По данным некоторых экспертов, реформа ЖКХ обойдется государству как минимум в 1 трлн рублей. Ежегодные расходы коммунальных контор на обслуживание тепловых и инженерных коммуникаций, домов, зарплату дворникам, инженерам и прочим работникам составляют около 900 млрд рублей и компенсируются бюджетными дотациями, субвенциями, субсидиями на сумму 500 млрд и платежами населения – на 300 млрд. Недостающие деньги, по мнению властей, можно получить за счет введения 100-процентной оплаты и модернизации ветхих коммуникаций. Правда, сама модернизация потребует еще около 2 трлн рублей.
Судя по цифрам требуемых трат и возможностям бюджета, ничего революционного ожидать в скором времени не приходится, а значит, все надбавки к пенсиям и зарплатам будут моментально «съедаться» ростом коммунальных платежей.
realty.vz.ru