Кризис полностью изменил приоритеты при выборе квартиры.
На передний план вышла необходимость решения жилищного вопроса, при этом пользовательские характеристики стали не столь важны, как прежде. Москвичи выбирают себе жилье по карману, а возможности стали гораздо скромнее.
Не секрет, что жители столицы еще несколько месяцев назад эпатировали остальных россиян своими финансовыми возможностями и заоблачными суммами при покупке жилья в Первопрестольной. Например, в июле прошлого года в Москве была выставлена на продажу квартира стоимостью 2,5 млрд руб., что тогда удивило совсем немногих. С окончанием «тучных» времен ситуация изменилась кардинальным образом. Но москвичи не перестали покупать недвижимость, они просто все реже покупают ее в Москве, передает РБК.
Так, по данным бюро недвижимости "Агент 002" анализ сделок с недвижимостью в столице по результатам первого полугодия показал, что жители Москвы все чаще обращают внимание на квартиры эконом-класса как на первичном, так и вторичном рынке. А результаты продаж комнат в коммунальных квартирах уже бьют все рекорды.
За прошедшие семь месяцев количество сделок в дешевом сегменте жилья (по данным на июль) увеличилось до 92%. Для сравнения год назад продажи в эконом-классе не превышали 43%. При этом только 6% и 2% сделок с недвижимостью сейчас приходятся на квартиры бизнес-класса и элитное жилье. Напомним, что общее число договоров купли-продажи жилой недвижимости в Москве составляет порядка 4,2 тыс. в месяц.
Специалисты «Агент 002» отмечают, что наибольшей популярностью сейчас пользуются однокомнатные и двухкомнатные квартиры в кирпичных и панельных домах общей площадью 32-56 квадратных метров. При этом стоимость таких объектов обычно варьируется от 2,9 до 6 млн руб.
И если найти покупателя на квартиру в столице бывает не так просто (средний срок продажи квартиры составляет 72 дня), то продажи комнат с начала года демонстрируют феноменальные показатели. Так, количество сделок в этом сегменте увеличилось с 4% в июле прошлого года до 13% в июле нынешнего. Наибольшей популярностью пользуются комнаты от 1 до 2 млн руб., при этом покупатели обычно выбирают объекты, расположенные ближе к центру столицы, в двух- и трехкомнатных квартирах. Настоящие баталии разворачиваются вокруг покупки комнат, стоимость которых ниже 1 млн руб. Такие объекты стали популярны среди родителей в качестве подарка детям на совершеннолетие или по случаю окончания вуза.
Главной же особенностью кризисного выбора жилья становится массовая скупка зарубежной недвижимости, которая по множеству параметров выигрывает у столичных квадратных метров. Низкие темпы снижения цен на недвижимость в Москве привели к тому, что покупатели выбирают недорогое, но при этом гораздо качественное жилье в Болгарии, Турции, Испании и т.д. Эта тенденция становится массовой: таким образом люди выводят из страны огромные капиталы. Если в прошлом году на одного потенциального покупателя зарубежной недвижимости приходилось 20-25 покупателей жилья в Москве или области, то теперь соотношение изменилось на 1 к 7.
Выходит, что неспособность отечественных застройщиков предоставить качественный продукт по доступной цене оборачивается потерей доходов не только в рамках строительной отрасли или рынка недвижимости, а в масштабах всей страны. Пока специалисты рынка недвижимости спорили о том, как привлечь покупателя, количество сделок с недвижимостью, совершенных русскими в разных странах мира, стало увеличиваться в геометрической прогрессии. По словам директора по маркетингу Бюро Недвижимости «Агент 002» Ольги Исламовой, в ряде таких стран, как Израиль, Турция, Болгария, Испания, США и Великобритания, русские покупатели уже породили новый всплеск интереса на недвижимость, заняв первые строчки среди иностранных инвесторов. Только в первом полугодии нынешнего года объем иностранных квадратных метров, приобретенных русскими покупателями, по разным оценкам составляет 9-15 млрд долл. Это соответствует практически годовому объему всех сделок на рынке жилой недвижимости Москвы в 2007 году.
Такое положение дел говорит о том, что жилье в России все больше теряет доверие даже отечественных инвесторов, которые теперь предпочитают ликвидный товар за разумные деньги, пусть и вдали от родного дома. Развитие подобной ситуации может привести к дальнейшему падению внутреннего спроса на жилую недвижимость, строительная индустрия войдет в период затяжной стагнации и потянет за собой смежные отрасли, а россияне в это время будут стимулировать рост экономик других государств.
Аргументы и факты