Жители одного из новых районов Санкт-Петербурга провели в выходные митинг под лозунгом «Где деньги?». Ответ на этот вопрос они хотели получить от председателя ТСЖ Нелли Дмитриевой, которую обвиняют в мошенничестве и присвоении миллиона рублей из общественной кассы. Аналитики говорят, что количество россиян, недовольных как управляющими компаниями, так и ростом коммунальных платежей в целом, растет во всех регионах страны. Главная проблема – стоимость тепла.
Одни выражают свое недовольство на митингах, другие – на кухне. Проконтролировать суммы ежемесячных платежей достаточно сложно – это факт. Но, например, очередная сверка платежей между жильцами, ДЕЗ и «Московской объединенной энергетической компанией» (МОЭК), поставляющей в дома тепло, показала: только за 2008 год москвичи переплатили за отопление 8 млрд рублей.
То есть общая переплата составила 25%. Причина очевидна – все россияне оплачивают не реально потребляемое тепло, а отопление мифического квадратного метра. Эта система была «придумана» в конце 60-х годов и до сих пор работает на благо городского бюджета.
Действует система следующим образом: более 30 тыс. московских домов имеют свои теплосчетчики, установленные в подвалах. Они показывают, сколько тепла за месяц потребил дом. По закону все жители должны платить по показаниям этих приборов: они делятся на площадь всех квартир, и каждый платит в зависимости от площади своего жилья. На этот счет существует специальное распоряжение правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Однако, несмотря на постановление, коммунальные службы собирают с жильцов деньги не по показаниям счетчика, а по тарифу, причем с запасом в несколько процентов. МОЭК получает деньги по показаниям счетчиков. Разница между тем, что заплатили мы – по тарифу, и тем, что достается МОЭК, идет в карман коммунальных служб или управляющих компаний.
В московской мэрии об этой проблеме знают, но говорят, что «нужно время разобраться». Некоторые из чиновников конфиденциально сообщили газете ВЗГЛЯД, что есть вероятность того, что переплаченное всеми нами за не потребленное тепло будет засчитано в будущие платежи. Но не все так просто – это будет сделано только после того, как станет точно известно, кому и на что ушли эти 8 млрд рублей.
«Действительно, выходит, что каждый год в чьих-то карманах оседают сумасшедшие суммы, и власти города не могут не знать о них, – говорит директор компании «Строй-СервисМонтаж» Михаил Плетников. – По некоторым расчетам, «хитрят» управдомы и с температурами. Так, например, один градус ниже нормы дает «экономию» в несколько миллиардов рублей в месяц. А кто проверит, насколько горячая батарея и соответствует ли ее температура вашему платежу».
«Чиновники так все устроили, что даже установка индивидуальных счетчиков потребления тепла в квартире оборачивается сплошными убытками, – утверждает гендиректор стройкомпании «Строительная группа АТМ» Игорь Орехов. – Проблематично получить разрешение от ДЭЗа или управляющей компании. Трудно смонтировать счетчики и термостаты. Стоит это удовольствие на двухкомнатную квартиру почти 50 тыс. рублей. Примерно столько же обойдется оплата тепла по «старой» схеме за 7–8 лет».
Эксплуатируя в первую очередь новые дома, частные компании часто вводят в обязательные платежи множество дополнительных услуг, и разобраться, из чего складывается ежемесячная плата, очень сложно.
«Для начала стоит разъяснить, что совокупные расходы на жилье складываются из коммунальных платежей и платы за эксплуатационные услуги», – говорит советник президента ФСК «Лидер» Григорий Алтухов. Коммунальные расходы – это водоснабжение, канализация, электроснабжение и другие услуги. Оплачиваются они жителями по единым тарифам снабжающих компаний. Эксплуатационные услуги – ремонт помещений, уборка территории и т. д. Согласно тарифам, утвержденным с 1 января 2008 года, содержание и ремонт дома с лифтом и мусоропроводом обойдется владельцу квартиры в 7 рублей за квадратный метр в месяц (если человек занимает не более положенных ему по санитарным нормам 25 метров). Максимальный платеж за обслуживание жилья в столице составляет 19,6 рублей за метр.
Придерживаться единых тарифов должны не только ДЕЗы, но и частные управляющие компании. Однако последние помимо обязательных платежей предлагают еще и дополнительные услуги. В эксплуатационные расходы входит, как правило, уборка территории, охрана, вывоз мусора, сантехники, электрики и многое другое. Стоимость зависит от качества предоставляемых услуг, ведь охрана может состоять из консьержки или из профессиональной охранной организации из нескольких человек, а оборудование может включать как дешевый домофон, так и современную систему видеонаблюдения.
Как правило, управляющие компании создают сами застройщики жилых комплексов. Например, комплексы, возведенные холдингом «Дон-Строй», эксплуатируются входящей в него компанией «ДС Эксплуатация». Стоимость услуг составляет 80–90 руб. за квадратный метр. По данным экспертов, порядка 27% этой суммы (согласно тарифам, утверждаемым Региональной энергетической комиссией Москвы) уходит на коммунальные услуги; около 7% – непосредственные затраты на управление ЖК; 14,5% – затраты на охрану и осуществление пропускного режима; 26,5% – затраты на обслуживание инженерной инфраструктуры; 25% – затраты на уборку всей территории комплекса и общественных помещений, благоустройство и озеленение.
Естественно, чем дороже дом, тем дороже обслуживание. По словам исполнительного директора компании Blackwood Марии Литинецкой, в домах бизнес-класса эксплуатационные платежи начинаются от 2–2,5 долларов за квадратный метр в месяц. В частности, эту цену платят жильцы ЖК «Воробьевы горы» и «Золотые ключи-2». А самая высокая эксплуатационная плата в комплексах «Дворянское гнездо» в Большом Левшинском переулке, жилого дома по адресу Бутиковский, 5 и башни «Федерация», где платежи составляют 10–12 долларов за метр в месяц. Высокую стоимость первых двух комплексов Мария Литинецкая объясняет тем, что в их состав входят собственные фитнес-центры.
Гораздо чаще (в частности, «Золотые ключи – 2», Green House) используется вариант, когда бассейн или фитнес-центр находится на самоокупаемости. То есть платят только те, кто пользуется их услугами, включая людей «с улицы». «Бывает, что бассейн не окупается, тогда управляющая компания тихонько перекладывает траты на всех жителей, – замечает президент группы компаний «Рескор» Сергей Лупашко. – Причем об этом могут и не говорить, а расходы маскируют за счет, например, повышенных расценок на вывоз мусора, но когда такое вскрывается, естественно, случаются конфликты».
Теоретически владелец квартиры может инициировать проведение общего собрания жильцов дома для решения вопроса об определении размера платы за обслуживание, исключая коммунальные услуги, на оплату которых установлены тарифы полномочными государственными органами. На решение общего собрания собственников жилья могут выноситься вопросы не только о размере оплаты, но и об услугах, которые предоставляются, – от некоторых из них можно отказаться. Но на практике это сделать довольно сложно, так как для принятия того или иного решения нужно более 51% голосов всех собственников, а собрать кворум непросто.
realty.vz.ru