Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал в пятницу правительственный законопроект об ужесточении требований к застройщикам при долевом строительстве при условии его серьезной доработки ко второму чтению.
Предложенные правительством изменения предполагают привязку собственного капитала застройщика к цене возводимого жилья по договорам долевого участия (ДДУ), создание единого реестра застройщиков и введение альтернативного механизма обеспечения прав дольщиков — размещение средств участников долевого строительства на эскроу-счетах. Такие счета могут быть открыты лишь в банках, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее 20 миллиардов рублей.
Собственный капитал застройщика должен составлять не менее 5% от величины, рассчитываемой как произведение общей площади жилых помещений в многоквартирных домах (МКД), строящихся застройщиком с привлечением средств дольщиков, на среднюю цену одного квадратного метра общей площади жилого помещения на первичном рынке жилья в субъекте РФ. А если такие дома строятся на территории нескольких регионов, то берется средняя цена, определяемая по методике Минстроя России.
В случаях, когда размер собственного капитала застройщика не соответствует данным требованиям, сумма собственных капиталов застройщика и юрлиц, заключивших договор поручительства с ним, должна составлять не менее 1 миллиарда рублей.
Глава комитета по финрынку Николай Гончар отметил необходимость учета в заключении на проект закона замечаний и предложений, высказанных в ходе его рассмотрения. Он также заявил о возможности проведения парламентских слушаний, на которых должно быть определено, что останется в тексте документа, а что будет исключено из него при подготовке ко второму чтению. "Очень может быть, что этот закон надо кардинально переработать, там глобально много ошибок", — заявил, в свою очередь, зампред комитета Дмитрий Савельев.
Основные претензии к законопроекту на заседании комитета по финрынку высказал заместитель председателя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.Во-первых, по его словам, "норму, связанную с миллиардом рублей, нужно изымать", поскольку она "абсолютно нереализуема" и может привести к монополизации рынка. "У нас в России сегодня нет ни одной группы компаний, у которых собственные средства, средства, входящих в эту группу компаний — юридических лиц, превышают миллиард рублей. Таким образом эта норма написана непонятно для кого", — считает депутат.
Во-вторых, законопроект "предлагает легализовать существующую сегодня порочную практику, когда власти заставляют застройщиков решать проблемы, строя объекты социалки", продолжил Хинштейн.
По его мнению, это приведет "к увеличению стоимости квадратного метра" и социальной несправедливости: дольщик, который хочет за свои деньги купить квартиру, "одновременно с этим платя налоги, на которые государство живет, должен финансировать строительство школ, детского сада и поликлиник". Кроме того, "заложенная в законопроекте норма носит коррупционный характер", уверен депутат.
Он отметил, что можно будет строить за счет средств граждан больницы, школы, детские сады при условии, что муниципалитет после их строительства заберет их в свою собственность.
"А каким образом это будет гарантировано? Тем, что глава муниципального образования подпишет письмо, что он заберет после стройки. Он завтра отзовет это гарантийное письмо или сменится глава и скажет: мне не нужно брать на баланс, потому что нет средств на его содержание", — отметил депутат.
"Возникает масса вопросов, но, в конечном счете, перекладывать на плечи людей в условиях сегодняшней непростой ситуации эти вопросы и проблемы неправильно", — считает Хинштейн.
В-третьих, идея введения эскроу-счетов сама "разумная", но он опасается, это приведет фактически к остановке иного способа кредитования застройщиков банками. Депутат напомнил, что эскроу-счет может быть открыт только при условии, если банк начал проектное финансирование строительства объекта.
"Но если банк уже начал финансирование строительства объекта, значит есть кредит, есть понятные перспективы, а зачем тогда застройщику средства дольщиков", — недоумевает Хинштейн. Ведь, по его словам, у застройщика, который сегодня имеет проектное финансирование от банка, большинства проблем не возникает, "но таких застройщиков, к сожалению, очень немного".
Зампред думского комитета допускает, что стоимость одного квадратного метра при продаже квартир "в рамках механизма по эскроу-счетам в среднем возрастет на 46%". "Это альтернативная схема, она лишь одна из прочих, тем не менее, она требует серьезного обсуждения и гораздо более глубокого анализа", — уверен парламентарий.
Позиция Минстроя
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Наталья Антипина согласилась с необходимостью доработки законопроекта ко второму чтению, предложив для этого создать рабочую группу.
"Есть три проблемы, которые надо обсуждать в рамках подготовки ко второму чтению, мы не против", — сказала она, добавив, что "нужно найти разумный баланс", поскольку стоит задача защитить граждан. При этом замминистра выступила против исключения нормы про 1 миллиард рублей, выразив готовность ее скорректировать.
"Вопрос, связанный конкретно с этой цифрой, ко второму чтению мы дополнительно проработаем", — заверил директор департамента жилищной политики Минстроя РФ Никита Стасишин. Он сообщил, что вопрос, касающийся 1 миллиарда рублей, обсуждался ранее в рамках различных рабочих групп и "есть предложение снять этот вопрос при подготовке ко второму чтению".В ответ на просьбу Хинштейна сказать, есть ли группы компаний, которые соответствуют данному требованию, и где они находятся, Стасишин предположил, что "в Москве и Московской области они все-таки могут показать миллиард". "Если будет задача, они покажут", — уточнил он.