Несмотря на то что лето традиционно считается периодом активизации рынка загородного домостроения, в этом году на фоне кризиса эксперты отмечают спад спроса в этом сегменте примерно на 40%. За несколько месяцев рынок изменил полярность, сделав крен в сторону покупателя, причем небогатого. В результате девелоперы сосредоточились на «быстрых» продажах земельных участков под самострой (иногда даже без коммуникаций) и практически полностью отказались от новых элитных коттеджных проектов.
Выбор в окрестностях Петербурга сейчас довольно широк: в продаже 144 коттеджных поселка, а также 46 проектов, где есть отдельные коттеджи с землей или без. По данным «Петербургской недвижимости», на конец первого квартала 2009 года в лидерах по количеству коттеджных поселков находились Всеволожский (31%), Выборгский (30%) и Приозерский (10%) районы Ленобласти, где сосредоточен 71% предложений. «Большинство девелоперов ориентировано на «быстрые» продажи. Из восемнадцати проектов, которые вышли на рынок в первом квартале, только в пяти предлагаются дома с участком, все остальное — это земельные наделы в рамках организованного проекта (их почти 40% от общего предложения)», — говорит заместитель директора консалтингового центра «Петербургской недвижимости» Ольга Трошева. «Наибольший интерес вызывают участки стоимостью до 1,5—2 млн руб. Их продают по одному-трем в месяц. Для сравнения, в прошлом году продавалось по пять-десять земельных участков ежемесячно. А продаж домовладений на первичном загородном рынке практически нет», — говорит директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец. «Спрос действительно переместился с готовых домов на землю с инженерией. Покупателям интересны дешевые объекты. Однако такие покупки следует скорее рассматривать как инвестиционные», — добавляет заместитель генерального директора «НЖК — Санкт-Петербург» Дмитрий Майоров.
Тем не менее эксперты уверяют, что интересны покупателям и готовые дома со всеми документами на строение и землю, но по достаточной невысокой стоимости. Если это дом для постоянного проживания, то его стоимость должна соотноситься с ценой городской квартиры. Таких предложений в окрестностях Петербурга почти нет. «Пожалуй, только «Балтрос» в поселении «Новая Ижора» (в предложении — дома от 3 млн руб.), остальное не может сравниться по стоимости с городским жильем (коттеджи от 7—8 млн руб.)», — говорит г-жа Трошева. «Продажи у нас упали, хотя мы ожидали худшего. Видимо, нам на руку уникальность проекта: по локации, цене и степени готовности», — делится первый вице-президент «Балтроса» Олег Еремин.
Кроме того, на фоне кризиса компании и физлица стали скупать участки в «хороших» садоводствах и строить там дома по «экономичным» технологиям (панель-каркас, Velox, газобетон и даже щиты) на продажу. В такой «полуорганизованной» застройке для сезонного проживания стоимость дома составляет от 2,5 млн руб. Есть такие «сообщества» и ближе к городу, например на расстоянии 20 км, но там, соответственно, земля находится уже не в садоводстве и стоимость дома составляет 5—9 млн руб.
Вместе со спросом меняется и распределение по классам коттеджного предложения. «Девелоперы наконец обратили внимание на предпочтения покупателей, которые в настоящее время ждут скидок, дисконтов, подарков и тщательно выбирают объект для покупки. Так, в первом квартале на рынок не вышло ни одного элитного поселка, тогда как 67% проектов — это продажа участков. Средний класс в существующем предложении уже занимает четверть», — говорит г-жа Трошева.
Что касается продаж в коттеджных поселках, то, по данным «Петербургской недвижимости», в 20% проектов не продано ни одного объекта (60% из них вышло на рынок в 2008 году, а остальные — в 2009 году). В 20% коттеджных поселков осталось менее 30% непроданных объектов, из них в 9% поселений остались последние объекты. В 34% поселков еще не началось строительство или работы по подведению коммуникаций. В 20% поселков объекты в продаже имеют 100-процентную готовность.
«Несмотря на кризис, тенденция смены городского жилья на загородное остается актуальной, и со временем она только усилится. Во всем мире идет смещение акцентов в сторону малоэтажного строительства, поскольку это дает людям возможность жить с комфортом», — заключает руководитель отдела рекламы и PR компании «Родэкс Северо-Запад» Наталья Киреева.
РБК Daily