Дом-яйцо, дом-ухо, дом-пингвин - в последние 20 лет в Москве строили не только в условно «московском» и «европейском» стилях, «по-американски» и «по-азиатски», хорошо и плохо, но и необычно. В рамках программы организатор - проект «Свобода доступа» показал самое несерьезное и странное, что можно найти в российской столице - постройки, подпадающие под типологию так называемых фолли или домов-причуд.
Фолли (англ. folly - каприз, причуда) - «это здание или архитектурный объект, который обычно применяется в дворцовых и парковых ансамблях, а также в современной городской среде. Обычно это забавное или экстравагантное здание либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывается его конструкция или внешний вид» (Википедия). Многие объекты были взяты из списка номинантов на премию «Дом года» (2008 и 2009), учредителем которой является журнал Made in Future. Однако почти половина - объекты, построенные в конце 90-ых.
Спор архитектурных критиков о том, как к этому относиться: серьезно или несерьезно, - существует давно. «Любой житель, видя в городе какую-то веселую вещь, радуется, потому что город мы привыкли воспринимать как тоскливые каменные джунгли. Но с другой стороны, не скрывает ли вся эта разухабистость какую-либо халтуру? Может быть, архитектор поленился подумать на собственном архитектурном языке?» - пытаются объяснить организаторы идею возникновения этой экскурсии - нам интересно знать, что думают простые горожане. Культуролог Владимир Паперный в одном из своих интервью рассказал о смешанном чувстве восторга и недоумения при виде дома-яйца или «Стольника».
«С другой стороны, здесь и много китча, - продолжает Мария Фадеева, автор экскурсии, заместитель главного редактора журнала Made in Future. - Половина зданий из списка были построены в конце 90-ых, когда наши архитекторы, которых заставляли проектировать железобетонные коробки в их проектных институтах, наконец, дорвались и оторвались». Условно почти все строения можно причислить к тому или иному проявлению постмодернизма, компиляции различных эпох. Агонией «московской придури» стал кризисный 1998-й год. Тогда появился ТЦ «Наутилус» на Лубянской площади или, например, фонтан-ротонда «Наталья и Александр» (который, к слову, включили в программу экскурсии лишь потому, что он был спроектирован архитектором. Все остальные объекты - здания).
Фонтан-ротонда «Наталья и Александр» на площади у Никитских Ворот
Этот фонтан был спроектирован архитектором. По мнению некоторых критиков, 1998 год в силу кризиса стал агонией «московской придури» первой волны. Автор фонтана архитектор-бумажник Михаил Белов, по собственному признанию, пытался выразить в нем свое ощущение Пушкина: «Я хотел сделать нечто среднее между античным храмом и псковским грибом-боровиком, который чудесным образом вылез из земли, что для меня и есть Пушкин».
Фонтан стоит напротив церкви, где венчались Пушкин и Гончарова. Посередине, под куполом беседки с колоннами дорического ордера, почему-то в луже танцуют Пушкин и Натали.
Дом-яйцо (ул. Машкова, 1/11)
Его спроектировали в мастерской Сергея Ткаченко. Вообще-то автор проекта Сергей Ткаченко - очень серьезный архитектор, директор НИПИ Генплана Москвы, но иногда в его мастерской рождаются и причуды. Это яйцо является особняком, но по факту оно принадлежит к прилегающему восьмиэтажному дому. Идея яйца появилась в 1998 году у архитекторов, которые тогда работали у Ткаченко - они намеревались спроектировать в Вифлееме к миллениуму родильный дом такой формы, но в Израиле она не прошла. А в Москве - наоборот, этот дом удалось возвести. (Читайте репортаж Тайного покупателя о том, как он пытался купить «Дом-яйцо»).
Ресторан «Сковорода» (Симоновский вал, 14 Б)
Юго-восток и Восток столицы не избалованы современной архитектурой - ни серьезной, ни несерьезной. Архитектор Алексей Бавыкин сказал, что ему не хватало здесь чего-нибудь веселого (здесь много проектировали конструктивисты). Заказчик хотел открыть здесь еврейский ресторан, в котором все должно было готовиться на сковороде, поэтому у архитекторов не было проблем с формой. «Ресторан отчасти можно назвать поп-артом», - говорит Фадеева.
Ещё один фолли, находящийся не в центре, - ТЦ «Гвоздь» (Волоколамское шоссе, 103). Наверху здания торчит гвоздь, а эркер опирается на колонны гвоздей. Изначально там должны были продаваться стройматериалы, поэтому заказчик и хотел назвать его гвоздем. Теперь там находится магазин «Техносила» - говорят, что многие покупатели туда не заходят, потому что думают, что там продаются стройматериалы.
Самые известные фолли в мире
Самым известным фолли, знакомым нам, является, например, Ласточкино гнездо в Крыму. Приводя примеры других известных фолли, Мария Фадеева оговаривается: сегодня это понятие разрослось. Газета Financial Times, например, причислила к ним водонапорную башню, переделанную под жилой дом. «Все же идея фолли родилась из садово-парковой архитектуры, сегодня во многих европейских странах можно найти беседки, спроектированные в китайском или греческом стиле», - добавляет Фадеева.
Дом-бинокль Фрэнка Гери (офисное здание рекламного агентства "Chiat/Day" в Лос-Анджелесе, спроектировано в сер. 80-х гг.)
Замок Нойшванштайн в Германии (строился как замок для короля Людвига II в конце XIX в.)
Дом-ананас (летний дом, построенный для одного из герцогов в Шотландии в сер. XVIII в. После открытия Америки ананас считался символом роскоши и богатства)
«В Москве всегда жили чудаки, - напоминает Мария Фадеева. - Пушкин в начале XIX века писал: «Бывало, богатый чудак выстроит себе на одной из жилых улиц китайский дом с зелеными драконами... Другой выедет в Марьину Рощу в карете из кованого серебра 84-й пробы... Невинные странности москвичей были признаком независимости».
Екатерина Власова rb.ru