Финальная версия законопроекта о налоге на недвижимость и расчеты ФНС предполагает, что за пять лет средняя сумма налога на жилье может вырасти в 3 раза. Но откладывать введение налога уже нельзя, настаивают чиновники
Законопроект о введении налога на недвижимость физлиц Минфин направил на межведомственное согласование перед внесением в правительство, рассказала «Ведомостям» замруководителя ФНС Светлана Бондарчук.
Новый налог будет взиматься не с инвентаризационной, а с кадастровой стоимости недвижимости, которая намного ближе к рыночной. Для квартир в новых домах разница может быть незначительной, налоговая база для жилья в старых зданиях может резко вырасти. Но для жилья и гаражей в 20 раз снижается базовая федеральная ставка — с 2 до 0,1%, для остальных объектов — до 0,5%. Для жилья дороже 300 млн руб. — 2%. Регионам предоставлено право снизить эти ставки.
Для разных видов жилья предусмотрены вычеты: 20 кв. м на квартиру, 10 кв. м — на комнату, 50 кв. м — на дом. Льготники (например, ветераны, пенсионеры, инвалиды и др.) получат дополнительные вычеты в 50, 10 и 100 кв. м соответственно, а также 20 кв. м для гаража. Стандартные вычеты предоставляются для каждого объекта, льготные — только для одного объекта каждого вида.
Минэкономразвития проект согласовало, сообщил представитель ведомства. Но планка в 300 млн руб. для роскошной недвижимости слишком высокая, указывает он: количество таких объектов незначительно и «на практике мера окажется нерабочей». Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».
Нагрузка будет расти постепенно в течение пяти лет — на 20% в год. По расчетам ФНС, в среднем по России за эти годы сумма налога утроится и для жилья составит 1915 руб. против 642 руб. в 2012 г., в Москве — увеличится в 5 раз до 6690 руб. В некоторых случаях налоговая нагрузка возрастает в десятки раз. Например, налог на типовую трешку в доме 1945 г. в Калининградской области может увеличиться в 30 раз, на двушку в доме 1983 г. в том же регионе — в 18 раз. Правда, в абсолютных значениях рост не такой значительный — на 782 и 817 руб. соответственно.
Это средние расчеты, изменение нагрузки будет неравномерным, отмечает Бондарчук. Пострадают владельцы квартир в старых домах, говорит федеральный чиновник, участвующий в обсуждении проекта. Вырастет нагрузка на собственников хрущевок и старых квартир, согласен замминистра земельных и имущественных отношений Татарстана Рустэм Мерзакреев, сейчас инвентаризационная стоимость их имущества очень низкая. Муниципалитеты смогут уменьшить нагрузку, введя пониженные ставки, напоминает Бондарчук. К тому же выиграют владельцы новых квартир (возрастом 7-10 лет), отмечает она: для них ставка снизится, а база почти не изменится — инвентаризационная стоимость этого жилья уже близка к кадастровой.
Кроме того, с учетом суммарного вычета в 70 кв. м большая часть пенсионеров налог платить не будет, продолжает Бондарчук, а из-за вычетов в 100 кв. м для жилых домов налогом не будет облагаться до 90% жилого фонда некоторых регионов. На дома до 50 кв. м в сельских районах региона приходится более 50% фонда, а в пригородных районах — 25-50%, рассказывает Мерзакреев: сейчас их собственники платят налог, после реформы — не будут.
По расчетам ФНС, после завершения переходного периода налоговые поступления от недвижимости граждан могут увеличиться по сравнению с 2012 г. в 3,4 раза (до 94,4 млрд руб.). В Москве, например, сборы могут увеличиться в 6 раз до 17,7 млрд руб. Это гипотетический рост поступлений за пять лет взимания налога, подчеркивает Бондарчук: если все регионы установят максимальные ставки и не станут вводить дополнительные льготы.
Сборы растут также из-за расширения налоговой базы, говорит она: количество подлежащей налогообложению недвижимости может увеличиться в 1,5 раза до 55,1 млн объектов. Сейчас многие объекты не облагаются налогом в принципе, объясняет она, например, поставленные на учет после 2013 г. Даже после 2006 г., уточняет директор департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин: была отменена инвентаризация при регистрации прав, затем — первичная, прошла дачная амнистия. В 2011 г. встал вопрос о срочном проведении массовой инвентаризационной оценки недвижимости за счет бюджетных средств либо введении нового налога на недвижимость от кадастровой стоимости, говорит Ивакин.
Введение налога будет болезненной процедурой, социальные последствия могут быть очень серьезными, но налог вводить нужно, рассуждает Мерзакреев: необходимо снижать налоги на бизнес и увеличивать на имущество. Есть поручение президента принять закон в весеннюю сессию Госдумы, говорит федеральный чиновник, близкий к Минфину. Откладывать введение налога уже нельзя, настаивает Бондарчук: потенциал роста поступлений имущественных налогов за счет улучшения администрирования исчерпан, а это важный источник доходов муниципалитетов. Международная практика показывает, что налог на недвижимость часто является ключевым местным налогом — у него наименее мобильная база, говорит аналитик S&P Карен Вартапетов. В России доля налога на недвижимость физлиц в общих доходах регионов незначительна: 22,3 млрд из 8,2 трлн руб. в 2013 г. Основными бенефициарами от введения нового налога станут регионы с высокими темпами ввода нового жилья, прогнозирует он, с крупными городскими агломерациями.